Справочник по психосоматике Владимира Микеды
Автор статьи:
author photo
Врач-онколог и медицинский психолог,
автор методики БИОпсихосоматика, стаж с 1983г
Дата публикации
12.11.2025
Дата обновления
12.11.2025
На чтение
6 минут

Краткое содержание статьи справочника

Заикание (логоневроз) — это не просто дефект речи, а телесное проявление внутреннего конфликта между желанием говорить и страхом быть услышанным. Когда человек сталкивается с ситуацией, где за откровенность его критикуют, высмеивают или наказывают, в подсознании формируется двойная команда — «говори» и «молчи». Эта борьба отражается на уровне нервной системы, вызывая спазмы речевых мышц и сбои в ритме речи.

 

Психосоматика заикания показывает, что тело не ошибается: оно защищает. Судороги речи создают биологическую «паузу безопасности», чтобы человек не повторил травмирующую ситуацию, связанную с речью. Часто в основе лежат детские травмы стыда, авторитарное воспитание, родовые сценарии публичного унижения или запрета на выражение эмоций.

 

Чтобы восстановить плавность речи, важно не просто тренировать артикуляцию, а найти и проработать конфликты, запреты и чувства, которые однажды заставили психику включить защиту молчания.

 

Читайте полный текст, чтобы узнать все психосоматические причины заикания и как с помощью методов психосоматики можно найти и проработать причины болезни, чтобы исцелиться без применения лекарств и операций.

Заикание

Название болезни

Заикание (логоневроз, нарушение плавности речи, спастическое заикание, судорожная речь).

 

Синонимы:

Логоневроз, нарушение плавности речи, судорожная речь, спастическое заикание, невротическое заикание.

 

Симптомы заболевания

  • Судорожное повторение звуков, слогов или слов.
  • Затруднения при начале речи, блоки.
  • Напряжение мышц лица, шеи и диафрагмы.
  • Изменение дыхания, прерывистая речь.
  • Повышенное волнение при общении.
  • Ухудшение речи в стрессовых ситуациях.
  • Улучшение речи при пении, шёпоте, расслаблении.

Осложнения заболевания

  • Социальная тревожность и изоляция.
  • Страх общения и публичных выступлений.
  • Низкая самооценка и чувство неполноценности.
  • Хронические мышечные спазмы в области шеи и лица.
  • Повышенная утомляемость, депрессия.

Методы диагностики для постановки медицинского диагноза

  • Консультация логопеда, невролога и психотерапевта.
  • Оценка речевых функций, дыхания и артикуляции.
  • Нейрофизиологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ).
  • Психологическое тестирование (уровень тревоги, самооценка).
  • Анализ жизненных событий перед появлением симптома.

Био психосоматика заболевания заикание

Заикание — это телесная реакция на внутренний конфликт между самовыражением и страхом наказания. Когда человек бессознательно воспринимает речь как источник опасности, биологический мозг блокирует свободную артикуляцию. Судорога становится символической защитой: «лучше остановить слова, чем снова испытать стыд или отвержение».

 

Биологическая функция органа или системы. Речевая система позволяет человеку выражать себя, устанавливать контакт, защищать границы и строить социальные связи. Через речь человек утверждает своё место в обществе и право быть услышанным.
Нарушение биологической функции. При заикании нарушается передача импульсов между речевыми центрами мозга и мышцами артикуляционного аппарата. Возникают спазмы, судороги и блоки, нарушающие плавность речи. Это отражает внутреннее напряжение между желанием говорить и страхом последствий.
Биологические или социальные потребности, которые осуществляет орган.
  • Потребность быть услышанным и понятым.
  • Потребность выражать свои чувства и мысли.
  • Потребность в признании, уважении и безопасности.
  • Потребность отстаивать себя и свои границы.
Символизм заболевания.
  • «Если я заговорю — будет боль».
  • «Слова опасны».
  • «Лучше промолчать, чем быть осмеянным».
  • «Меня не слушают — зачем говорить».

 

Заикание символически означает конфликт между внутренним голосом и внешним контролем.

Причины, запускающие заболевание конфликты, с точки зрения психосоматики.
  • Авторитарная фигура, подавлявшая право ребёнка говорить (отец, учитель, мать).
  • Публичное унижение или осмеяние за сказанное слово.
  • Эмоциональные наказания за попытку выразить чувства.
  • Ситуации, когда ребёнок не смог ответить или защитить себя словами.
  • Конфликт самообесценивания: «Мои слова ничего не стоят».

 

Эти события переживаются неожиданно, драматично, изолированно и без готового решения, формируя конфликт страха речи.

Эмоции во время запускающего заболевание конфликта.

Страх, стыд, обида, вина, тревога, беспомощность.

 

Эти эмоции вытесняются в бессознательное, но сохраняют связь с мышечными реакциями тела.

Примеры мыслей или ситуаций, которые могут спровоцировать запускающий заболевание конфликт.
  • «Я боюсь, что меня осудят, если я скажу правду».
  • «Лучше молчать, чем потом краснеть».
  • «Меня никто не слушает — зачем стараться».
  • «Мои слова всё только портят».
  • «Я не умею говорить правильно — меня засмеют».
Программирующие заболевание конфликты, согласно методике БИОпсихосоматика.
1) Родовые конфликты (передаются через семейную систему в виде психогенетической памяти).
  В роду могли быть случаи публичного унижения, наказания за правду, предательства словом, запрета говорить. Потомки бессознательно несут страх «опасных слов» и тенденцию молчать, чтобы избежать повторения стыда предков.
2) Родительский проект (Проект-Цель) (формируется от зачатия до 7 лет).
  Если во время беременности мать боялась говорить, скрывала чувства, жила в постоянной тревоге или конфликте с авторитетной фигурой, ребёнок перенимает программу: «речь — опасность». В первые годы жизни эта установка усиливается, если ребёнку часто говорят «молчи», «не перебивай», «тебя никто не спрашивал».
3) Детские и юношеские психологические травмы.
  Публичные наказания, насмешки, ситуации, когда ребёнок хотел сказать, но не успел или был прерван. Часто заикание начинается после конфликта в школе, на утреннике, при ссоре родителей.
4) Клеточные циклы памяти (в определённом возрасте — 14, 28, 42 года — повторяются конфликты, пережитые ранее).
  Симптом может возвращаться или усиливаться в периоды повторения эмоциональных сценариев: смена работы, защита диплома, публичное выступление. Эти фазы отражают ритмику памяти предков и собственных травм.
5) Конфликты из прошлых жизней* (для тех, кто принимает эту концепцию).
  Темы наказания за откровенность, казни за слово, клятвы молчания. Человек может бессознательно нести «обет тишины» и терять речь при попытке говорить открыто.

Примеры из практики специалистов БИОпсихосоматики

Мальчик 7 лет. Начал заикаться после того, как на утреннике забыл слова, а учитель при всех сказала: «Стыдно, не готовился!». Конфликт стыда и страха быть униженным.

Взрослый мужчина. Испытывал заикание при разговоре с начальником. В детстве отец часто кричал: «Замолчи, не позорься!». Симптом активировался при встрече с авторитетом.

Девочка 10 лет. Заикалась после конфликта родителей, где мать резко сказала: «Замолчи, не мешай!». Психика восприняла речь как источник боли.

Рекомендации по диагностике - нахождению психосоматической причины болезни

Построить Линию жизни для выявления ключевых событий, когда за речь следовали наказание или осуждение.

Использовать сервис Линии жизни для анализа повторяющихся циклов страха и стыда.

Построить Родовое дерево и отследить, есть ли в роду истории молчания, унижения, потери голоса. Найдите родственников, с которыми вы связаны в большей степени и чьи жизненные сценарии вы копируете и негативные родовые программы, которые вы бессознательно применяете в своей жизни.

Проанализировать Родительский проект — атмосферу беременности, стиль общения родителей, отношение к правде.

Определить биологический и символический смысл болезни: что тело пытается удержать от произнесения, чтобы во время терапии отменить программу заболевания.

 

Рекомендации по терапии - устранению причины болезни через работу с психосоматикой

1) Найти и проработать запускающий конфликт (стыд, страх наказания, самообесценивание).

2) Выявить программирующие конфликты (родовые, детские, циклические).

3) Использовать методику БИОпсихосоматика для безопасного выражения подавленных эмоций.

4) Применить технику «Реконструкция жизни» для переписывания родительского проекта.

5) Создать «мост в будущее», где речь воспринимается как безопасная и уверенная.

6) Работать со специалистом психосоматики в сочетании с логопедическими методами.

 

7) Прослушать бесплатный мастер-класс для тех, кто хотел бы стать специалистом по психосоматике, чтобы помогать себе и людям восстанавливать здоровье без лекарств

Практические шаги для поддержки организма в выздоровлении

  • Регулярные логопедические занятия с дыхательными и расслабляющими упражнениями.
  • Освоение техники медленного, осознанного дыхания.
  • Массаж лица и шеи для снятия спазмов.
  • Тренировка уверенного общения в безопасной среде.
  • Аффирмации: «Я имею право говорить», «Мои слова ценны», «Я говорю спокойно и свободно».

Дополнительные заметки, помогающие понять особенности заболевания

  • У детей заикание часто усиливается при ссорах родителей или наказаниях.
  • Симптом уменьшается во сне, при пении, в расслабленном состоянии.
  • Может передаваться по родовой линии как эмоциональный сценарий стыда за речь.

Профилактика заболевания

  • Создание в семье атмосферы уважения к словам ребёнка.
  • Исключение наказаний за ошибки в речи.
  • Развитие уверенности и умения говорить о чувствах.
  • Поддержка детей после стрессовых публичных ситуаций.

Источники

  • Германская новая медицина — Райк Хамер 

  • Книга Райк Хамер «Научная карта Германской новой медицины»

  • Книга Жильбер Рено «Исцеление воспоминанием»

  • Книга Анн Анселин Шутценбергер «Синдром предков»

  • Работа клинического психолога Марка Фрише «Проект-цель»

  • Методика БИОпсихосоматика — Владимир Микеда

  • Клинические наблюдения специалистов института БИОпсихосоматики

 

Расширенная версия статьи для специалистов психосоматики доступна на тарифе Профессионал, стоимостью 2200 рублей в месяц и дополнительно содержит:
- Зародышевый листок и фазу заболевания в соответствии с теорией Германской новой медицины
- Биологический смысл заболевания, в виде описания нарушенной потребности и какую задачу организм решает через заболевание
Оплатить расширенную версию статьи